#зимний_переполох_в_книголюбино
Элиф Шафак «Стамбульский бастард»
С творчеством американо-турецкой писательницы Элиф Шафак я познакомилась в конце прошлого года, прочитав роман «Остров пропавших деревьев», который повествовал о турецко-греческом конфликте на острове Кипр. Книга мне очень понравилась, и я с удовольствием принялась за другую историю Шафак, уже в рамках игры «Зимний переполох».
«Стамбульский бастард» — это история девятнадцатилетней девушки по имени Асия в турецкой семье Казанчи, состоящей практически из одних женщин: трёх весьма колоритных тетушек, матери (которую она тоже называет тетушкой), бабушки и прабабушки. Есть еще дядя Мустафа, но он уже двадцать лет живет в Америке и на родину не приезжает. Вот от дяди однажды и прилетает привет, посланником которого стала ровесница Асии, американка армянского происхождения Армануш Чахмахчян. Армануш (или Эми, как её называет мать) приехала в Стамбул, чтобы обрести свою идентичность и разобраться в прошлом своей семьи. В книге поднимается тяжелая тема геноцида армян в Турции в 1915 году. Об этом событии помнит каждый выживший армянин и передает эту память последующим поколениям. И это же событие вычеркнули из памяти современные турки, они считают, что если что-то нехорошее и было, то происходило это в Османской империи, а в 1923 году образована Турецкая республика и «причем тут мы?»
«Постепенно она осознала, что ожидала услышать от них признание вины или даже извинения. Но извинений не последовало, и не потому, что ей не сочувствовали, напротив, потому что они не ощущали ни малейшей причастности ко всем этим преступлениям. Будучи армянкой, она воплощала дух своего народа, его былых поколений, в то время как среднестатистический турок не знал такой преемственности по отношению к предкам.»
Кроме геноцида, в книге поднимаются и другие проблемные темы: конфликт поколений, нигилизм юной Асии, роль женщины в турецком обществе, межнациональные браки. Всё это сдобрено магическим реализмом в лице двух джиннов, щедро приправлено описаниями армянской и турецкой кухни, и увенчано восхитительным описанием Стамбула с его бурной жизнью, звуками, ароматами…
Но есть и некоторые моменты, которые мне в книге не понравились: ужасный характер Асии (и почему её все любят?) и занудные разговоры интеллектуальной публики в кафе «Кундера». Но в целом они не испортили впечатления от этой яркой, колоритной книги.